Стрит-фото

Posted on

Можно ли отнести стрит-фото к репортажной фотографии? И да, и нет. Можно потому, что мы снимаем то, что есть. Не пытаясь повлиять на сценарий происходящего. Нет потому, что репортажная съемка подразумевает описание конкретных событий в культурной, спортивной или политической жизни общества, в которых участвуют публичные фигуры. Для них находиться перед объективами теле- и фотокамер — часть их работы. Но попробуйте подойти к случайному прохожему и навести на него камеру. Что вы услышите? В лучшем случае просьбу убрать фотоаппарат, а в худшем — спровоцируете действия агрессивного характера. Черта, за которую не следует переступать, находится очень близко. Так на что же мы имеем право, выходя на «свободный фоторепортаж»?

Не будем говорить об особых случаях проведения фотосъемки на режимных и прочих объектах, где уж запрещено — так запрещено. Обратимся к нормативной стороне вопроса, в которой много противоречий.

Что такое фотография в самых общих понятиях? Не что иное, как визуальная информация. Обращаемся с статье 29 Конституции РФ: каждый имеет право на свободный поиск информации, ее получение и распространение любым законным способом. Вроде и вопрос исчерпан. Выходи и фотографируй. Но не все так просто. Например, на территории торгового центра, если вы расчехлили камеру, к вам обязательно подойдет сотрудник службы безопасности и попросит отказаться от своих намерений ссылаясь на установленные собственником правила поведения посетителей, запрещающие использование на объекте профессиональных фото- и видеокамер. Во избежание конфликтных ситуаций, вы конечно-же уберете камеру, обратив внимание на посетителя, использующего для тех же целей, что и ваши, свой мобильник. Вот вам и противоречие, разрешить которое не представляется возможным.

Ну да ладно. Все-таки в торговые центры мы ходим за покупками, а не за материалами для свободного творчества. Поэтому при желании сделать фоторепортаж о проводимых акциях и распродажах, можно воспользовавшись своим смартфоном, да и то, не привлекая к себе излишнего внимания.

Теперь вернемся к нашему прохожему. Наводим на него камеру и нажимаем спуск. Пока абстрагируемся от его реакции. Насколько это правомерно, учитывая, что у нас не существует законов, прямо запрещающих осуществление кино- и фотосъемки?

Здесь уже вступает в силу статья 152.1 Гражданского кодекса об охране изображения гражданина. Если коротко, то обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина допускается только с согласия этого гражданина. Заметим, речь не о самом процессе съемки, а только о дальнейшем использовании фото. В большей части люди исходят из того, что раз вы сделали фото, оно будет где-то опубликовано, причем без их согласия. Именно поэтому негативная реакция на ваши действия вполне объяснима.

Та же самая статья ГК говорит о том, что согласия гражданина вовсе не требуется, если вы фотографируете в местах, открытых для свободного посещения или на публичных мероприятиях, за исключением случаев, когда такое изображение является основным в вашей композиции. Основной — значит единственный. А если в кадре несколько человек, то в приоритете ваше право.

Можно ли применить статью 137 УК РФ о вмешательстве в частную жизнь за единственный, сделанный на улице снимок? Маловероятно, так как факт вмешательства должен иметь вполне определенные последствия, которые надо доказательно соотнести с тем, что вы сделали фото.

Всегда ли можно исходить из логики, что разрешено все, что не запрещено? Скорее да, чем нет. Другими словами, если объект съемки, пусть даже он единственный в кадре, не проявляет явной антипатии к вашему намерению, то фотограф может считать это разрешением. На фото «Невский проспект» проходящие девушки улыбаются в камеру. Это значит, что вы получили разрешение. На фото «Мастер-класс» артист старается привлечь к себе внимание, показывая как скрутить интересную фигурку из воздушного шарика. В потоке людей идет мужчина в очень своеобразной форменной одежде. Он видит камеру, но спокойно продолжает движение. Девушек слева ситуация вообще не волнует. Либо они не обратили внимание на фотографа, либо для них очевидно, что они не самые главные персонажи на этой картинке. То же касается и фотографии «Школа танцев у Ростральных колонн». Сам характер запечатленного мероприятия подразумевает некую театральность.

НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ
МАСТЕР-КЛАСС
А Я ИДУ-ШАГАЮ…
ШКОЛА ТАНЦЕВ У РОСТРАЛЬНЫХ КОЛОНН

Мы пробежались по всем нормативным вопросам, которые связаны со стрит-фото. А теперь о главном. Всегда следует помнить об этичности вашего поведения, и если вас заинтересовал конкретный человек, то следует подойти и попросить разрешение сделать фотографию. Будет плюсом, если вы скажете, где ее можно найти или предложить ваши координаты для передачи. Возможно, при этом будет утрачен «тот самый момент». Тогда рискнете и попросите разрешение уже сделав фото, если остались незамеченным и покажете его незнакомцу или незнакомке на мониторе камеры.

В заключение уместно обратиться к статье «Решающий момент» мэтра стрит-фото Анри Картье Брессона, на которого я часто ссылаюсь. Он пишет: «…в установлении нормальных отношений с окружающими нет системы, но фотограф всеми средствами должен добиться того, что бы окружающие забыли, что вы «человек с фотоаппаратом». Если вы выдали свое присутствие спешкой или неловкостью, привлекли внимание к фотоаппарату, то на какое-то время стоит забыть о том, зачем вы сюда пришли».

Желаю много интересных фото!