Фотопортрет

Posted on

Тема портретной фотографии начинается с понятия фотогеничность. В Википедии это объективная оценка наличия внешних данных, благоприятных для воспроизведения на киноэкране или в фотографии. Великий кинорежиссер и кинооператор девятнадцатого столетия Жан Эпштейн считал, что фотогеничность — это умножение моральных качеств за счет кинематографического воспроизведения.

На первый взгляд сложно. Ясно лишь то, что это понятие субъективно. Попробуем упростить задачу. Перед нами фотопортрет. Кто участвует в формировании оценки фотогеничности? Если будем полагаться на оценку зрителей, то запутаемся в подсчете голосов. Да, нет, затрудняюсь ответить. С оценкой фотографа несколько проще. Либо он выступит в защиту своего профессионализма, либо отнесется к оценке работы с излишней долей самокритики. В таком случае остается главный арбитр: это модель. Принимает ли она себя такой, какой видит на фотографии?

У всех нас живет подсознательная привычка сравнивать себя с другими. У кого-то она развита в большей степени, у кого-то в меньшей. Это наше моральное качество, которое касается не только внешности, но и жизненных достижений. Иногда это моральное качество является причиной нежелания увидеть свой фотопортрет. В сравнении мы настраиваемся на худшее. Не удивительно, что нас ожидает разочарование и приговор, который мы выносим сами себе: я не фотогеничен.

Уверен, что мэтр кинематографии имел в виду моральные качества иного порядка: уверенность в себе и надлежащая самооценка. Их обладатель не сравнивает себя с другими, а умножение моральных качеств — это уже образ, создаваемый не только в объективе фотокамеры. Это представления человека о себе самом, на основе которых формируется образ собственного «я». Умножение за счет кинематографического воспроизведения — это использование изобразительных средств, в нашем случае, художественной фотографии для «отрисовки» образа. Но кроме того, интуиция фотографа, которая позволяет ему установить контакт с объектом съемки, прочитать в нем образ «собственного я», найти нюансы, которые объект хотел бы скрыть и скрытые достоинства, которые должен увидеть зритель.

Потенциально фотогеничны все. Если говорить о реалиях, то фотогеничны люди, уверенные в себе. Эта уверенность, этот характер, это состояние души передаются зрителю и складывается совокупная оценка фотопортрета.

Однако, наше «собственное я» может оказаться в ситуации, которую мы называем внутренней скованностью. Со временем настроение изменится и наша уверенность в себе снова подхватит нас. Но в моменте для этого необходим какой-то внешний импульс. На фотосессии в студии вы безусловно почувствуете его, если интуиция фотографа окажется на одной частоте с вашим волнением.

С наилучшими пожеланиями найти тот самый кадр и создать тот самый фотопортрет.