Ранее мы говорили о том, что объединяет фоторепортаж и стрит-фото: отсутствие прямых возможностей повлиять на композицию кадра. Можно лишь выбрать точку съемки, а главное — найти «тот самый момент», который в большинстве случаев и определяет художественную ценность фотографии.
Съемка в студии — это работа в процессе которой фотограф становится соавтором фотокомпозиции: определяет расстановку объектов съемки, предметов интерьера и приборов освещения для решения поставленных перед ним творческих задач. Становится соавтором потому, что большинство задач проекта решаются в тесном взаимодействии со специалистами из смежных областей.
Я считаю, что говоря о фотокомпозиции в студийной съемке, следует несколько отойти от канонического понятия «фотокомпозиция», которая включает в себя компоновку кадра и световые решения. В студийной фотосессии объектом съемки становится не просто модель. Объектом съемки становится образ, над созданием которого, помимо фотографа, работают визажисты и стилисты. Именно поэтому детали гардероба, элементы макияжа и предметы обстановки входят в наше обобщенное понятие «фотокомпозиция», которая и являет нам создаваемый образ.
По сути, студийная съемка — это, о чем упомянул ранее, проектная работа, в которой, выражаясь сухой терминологией, техническое задание устанавливает заказчик, исходя из своего представления об образе. Стилист и визажист предлагают модели несколько вариантов, из которых выбираются наиболее подходящие и на фотосессию вся творческая группа собирается с готовыми решениями.
Для более четкого понимания роли каждого из участников проекта, отметим, что стилист, учитывая пожелания модели и собственные рекомендации собирает все элементы гардероба в единое целое и, наряду с фотографом участвует в постановке кадра. Визажист, как художник, отрисовывает образ, используя элементы макияжа и укладки. Точку в создании образа ставит фотограф, реализуя общие идеи постановки с применением световых решений, соответствующих задаче проекта.
Перечисляя участников творческой группы, я хочу акцентировать внимание на самой модели, которой отводится роль, едва ли не самая важная. И успех любой фотосессии, помимо всех прочих факторов, зависит от ее раскрепощенности и вовлеченности в рабочий процесс. Здесь многое зависит от фотографа. Если контакт установлен, то за успех переживать не приходится. Если нет, то полученные работы навряд ли можно будет считать удачными. Поэтому фотограф — это не только человек с фотоаппаратом. Это просто человек, с которым очень легко и приятно общаться.
К сказанному следует добавить, что не смотря на кажущуюся статичность снимаемых сцен, понятие «решающий момент», не смотря на постановочный характер съемки, никуда на делось. Фотограф снимает живых людей. А живые люди — это эмоции, это случайный взгляд, это случайное движение, случайный поворот головы. Это детали, которые фотограф сможет уловить, только оставаясь в моменте.
Пожалуй, это самое главное о том, что мы в общих чертах называем фотосессии в студии, материалы которых используются как имиджевые для публикации в социальных сетях, для пополнения личного портфолио фотомодели, для повышения собственной самооценки, ну и просто для того, чтобы почувствовать новый драйв и отвлечься от наскучивших проблем.
В дальнейшем мы поговорим о студийных съемках для решения специальных задач в фэшн-индустрии.